Суворов, как личность для подражания

8 ноября 2012 - Администратор
article39.jpg

 Воспитание и формирование мировоззрения А. В. Суворова

XVIII век, в который протекали жизнь и деятельность А. В. Суворова, был временем складывания нового капиталистического строя. В течение этого века в народнохозяйственной жизни России происходили коренные изменения. Социальное расслоение деревни, образование рынка наемных рабочих, возникновение частного предпринимательства составляли сущность скачка в развитии производительных сил страны. «Уже с 60 - 70-х годов XVIII века можно говорить о наличии буржуазной системы хозяйства в недрах феодально-крепостнического строя», - говорит Н.М. Дружинин.22 Дружинин Н.М. генезис капитализма в России., 1955, с. 24.
Под влиянием развития производительных сил и производственных отношений совершенствовались способы ведения войны. Русская армия XVIII века проходила путь от стратегии маневра и линейной тактики до стратегии генерального сражения и тактики колонн. Складывание форм и способов ведения войны и военных действий происходило в ходе многочисленных войн. Войны являлись практическим мерилом целесообразности организации и устройства войск. Войны рождали новые явления военного искусства, которые обобщались полководцами в уставах и наставлениях. Революционизирующим началом при этом являлось не «свободное творчество ума» гениальных полководцев, а изобретение лучшего оружия и изменение живого солдатского материала».33 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с.171.
     Под влиянием всех этих факторов складывалось мировоззрение А.В.Суворова
Начало было положено дома. Отец Суворова, Василий Иванович Суворов, принадлежал к той части русской военной интеллигенции, которая сформировалась в период петровских преобразований. В последние годы жизни Петра I В.И.Суворов состоял денщиком царя и, как доверенное лицо, выполнял его особые поручения. После смерти Петра I В.И.Суворов в качестве военного инженера занимал пост прокурора Берг-коллегии. В период Семилетней войны ведал организацией тыла русской армии. Уже в чине генерал-летейнанта он занимал пост военного губернатора Восточной Пруссии, включенной в состав России во время Семилетней войны. В.И.Суворов обладал довольно широкими познаниями в области инженерного дела. Его библиотека содержала сочинения по военной истории, инженерному делу и артиллерии.
Василий Иванович руководил домашним воспитанием своего сына. Он привил ему любовь к самостоятельным занятиям. Знакомство молодого Суворова с трудами Тюррена, Кегорна, Морица Саксонского, Евгения Савойского и с описанием походов Александра Македонского, Юлия Цезаря и других полководцев древности внедрило в его сознание необходимость глубокого изучения военного опыта прошедших времен. Даже в зрелом возрасте он придерживался этого убеждения. «Возьми себе в образец героя древних времен, - поучал Суворов молодого Милорадовича во время Швейцарского похода, - наблюдай его, иди за ним вслед, поравняйся, обгони - слава тебе! Я выбрал Цезаря - альпийские горы за нами…Орлы русские облетели орлов римских»
По существу, Суворов изучил военную историю и науку путем самостоятельного чтения.
Поскольку большая часть сочинений по военным проблемам выходила на иностранных языках, то отец Суворова обратил внимание сына на необходимость их освоения. В первую очередь молодой Суворов изучил французский и немецкий языки, а затем уже, находясь в армии, приобрел знание восточных языков - турецкого, татарского, а так же польского, финского и итальянского. Он считал нужным знать язык той страны, где русской армии приходилось воевать.
Большое место в формировании мировоззрения Суворова занимало изучение философских взглядов Лейбница, Вольфа и Локка. С концепциями этих авторов молодой Суворов знакомился как путем самостоятельного чтения, так, возможно, и во время свободного посещения занятий старших классов Сухопутного шляхетского корпуса, где изучались история, география и военные науки.
На взгляды Суворова оказала влияние пропагандировавшаяся русскими и французскими просветителями антифеодальная буржуазная мораль, в которой главное место занимала идея служения Родине.
Взгляды Суворова на роль человека в обществе были стихийно-материалистическими, что нашло свое отражение в разрабатываемой системе обучения и воспитания войска. Суворов отвергал тиранию, отвергал он также узкоэгоистическую мораль дворянской знати. Он признавал естественное равенство людей и необходимость просвещения народа. Он считал служение отечеству долгом каждого человека и полагал, что общество должно быть устроено на началах «добродетели и справедливости».
Суворов не мог пройти мимо острой полемики по проблемам крепостнического строя, но он видел пути искоренения недостатков не в борьбе против принципов крепостного права, а в смягчении применения последнего. Суворов выступал против пороков крепостнического общества. Он порицал порядок, при котором служение отечеству подменялось служению трону. Человеческое достоинство Суворов ставил выше милостей престола.
Начавшаяся в стране Крестьянская война под руководством Пугачева не изменила взглядов Суворова. Стремясь как можно быстрее подавить восстания, Екатерина II направила на «внутренний фронт» боевых генералов, и в их числе А.В.Суворова. Он прибыл в Поволжье, когда восстание, по существу, было подавлено войсками П.И. Панина и И.И. Михельсона. На Суворова была возложена задача препроводить крестьянского вождя в Симбирск, а затем в Москву. Главной его акцией было объявление от имени Екатерины II амнистии повстанцем, чем он вызвал негодование царицы и петербургской знати, стремившихся к расправе над всеми участниками восстания. О себе же он писал: «Сам не чинил нигде, ниже чинить повелевал, ни малейшей казни, разве гражданскую и то одним безнравственным зачинщикам, но усмирял человеколюбивою ласковостью, обещанием высочайшего императорского милосердия».
Грянувшая во Франции революция 1789 г. Потребовала определить отношение к ней Суворова. Суворов не принял революцию. Его ужасала мысль, что «Россия будет Франциею». Его возмущали итоги этой революции. Он отмечал, что она не принесла народу действительной свободы и лишь заменила форму эксплуатации народа. «Где же дерево вольности, которое французы обещали водрузить над пламенным Везувием? - спрашивал Суворов.
. Буржуазная Франция, говорил Суворов, не принесла освобождения и другим народам. Правители Франции держали итальянский народ «под игом трехлетнего рабства», которое они принесли «под именем свободы и равенства».
В то же время Суворов видел, что под влиянием революционных идей «феодальная система распадается». Но он считал, что переход к новому обществу должен совершиться мирным путем, в результате победы «царства разума».
На этой основе сложились взгляды Суворова на роль человека в жизни общества. «Мы, - говорил Суворов, - его члены - должны ему себя жертвовать, устраивать к тому наши способности…дабы ему (обществу) долее полезными быть».
Суворов придерживался передовых взглядов до конца жизни. Он оставался верен им на всех этапах деятельности.
ИТАК Сделаем вывод.
 
Во всей воспитательной системе Суворова чрезвычайно отчетливо виден ее национальный характер. Суворов пытался внедрить в солдат национальный дух, требовал, чтобы каждый солдат своими делами оправдывал воинские традиции русского народа и преумножал их. В решающие моменты сражений, а чаще всего перед их началом Суворов взывал, прежде всего, к национальным чувствам солдат. Суворов был тесно связан с солдатской массой. Долгие годы находясь в солдатской среде, разделяя с ним все опасности и трудности войны, он изучал быт, нравы, характер русского солдата и сумел найти доступ к его лучшим человеческим чувствам. Полководец с особой силой боролся в русской армии прусских порядков. Это была борьба за русское национальное военное искусство. Суворов высоко ставил значение солдата как защитника Отечества. Через его воспитательную систему проходит основная идея, что солдат является главной силой русской армии, что, проявляя заботу о солдате, завоевав его доверие и любовь, можно требовать от войск высшего напряжения на войне и побеждать любого противника. Для Суворова солдат был, прежде всего, человеком, в котором необходимо воспитать и развить такие качества, как стремление к победе, выносливость, решительность, храбрость, инициативность. Вся система подготовки войск к войне - утомительные дневные и ночные марши, проводившиеся по бездорожью и в любую погоду, проведение стремительных сквозных атак, похожих на настоящие баталии, штурм "крепостей" на учебных полях - все это приучало солдат быть "и в мирное время как на войне"
Суворов развивал у подчиненных, и, прежде всего, у солдат, осознанное отношение к своим обязанностям: не только офицер, но и солдат должен понимать смысл сражения. Полководец так же заботился и о быте солдат. Он требовал, чтобы у солдат простая, но здоровая пища, простая одежда и обувь, чистота тела и белья. Суворов отличался чрезвычайной простотой в своих отношениях с солдатами, часто беседовал с ними на житейские темы, знал их нужды, а в тяжелые времена переносил вместе с ними тяготы войны. Солдаты видели в Суворове не только знаменитого полководца, но и  личность.
 
По материалам: http://musbel.narod.ru/2.html#_Toc257324074
Рейтинг: +1 Голосов: 1 9523 просмотра
Комментарии (2)
Евгений # 20 января 2013 в 16:38 +1
Статья хорошая)Я думаю, что каждый должен равнятся на Суворова, он должен жить в нашем сердце) ведь он сам говорил, что мы должный найти человека из истории, которого можем поставить в себе в приме, стать личностью, быть инициативным, решительным, целеустремленным, образованным и служить своей родине!!!)) Спасибо
0 # 25 февраля 2013 в 21:19 0
Спасибо Евгений! Вы правы!